Понятия со словосочетанием «подземный тоннель»
Связанные понятия
Подземная река — река (водный поток), протекающая в пещерах, крупных трещинах, других подземных пустотах, чаще всего в карстовых породах. Одна из крупнейших известных подземных рек — Пуэрто-Принсеса. Иногда к подземным рекам относят подземное течение Хамза.
Железнодоро́жный тонне́ль — тоннель, предназначенный для движения поездов. Условно выделяются тоннели, проходящие через горный массив, тоннели, проходящие под водой, внутригородские тоннели, иначе называемые глубоким вводом. Тоннели метрополитена по своей сути также относятся к железнодорожным тоннелям.
Большинство самых больших и длинных тоннелей в мире используется для водоснабжения или в транспортных целях (автомобильные и железнодорожные тоннели).
Подробнее: Список самых длинных тоннелей мира
Подземный пешеходный переход обычно состоит из тоннеля под проезжей частью, железной дорогой или рекой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок, однако не всегда удобными.
Водовыпуск — искусственно-системное удаление воды из коллекторов, камер, трубопроводов.
Тоннель
Каммон (яп. 関門鉄道トンネル Каммон тэцудо: тоннэру) — первый тоннель в Японии, проложенный под морским дном. Тоннель проходит под одноимённым проливом, разделяющим острова Хонсю и Кюсю.
Станция глубокого заложения — станция заложенная на такой глубине, при которой она сооружается закрытым способом без вскрытия дневной поверхности грунта .
Кяриз, кариз, кяхриз (перс. كاريز, азерб. kəhriz, каз. кәріз, узб. kariz, тадж. корез), канат (перс. قنات, тадж. қанот) — традиционная подземная гидротехническая система в городах и селениях Азербайджана, Средней Азии и Ирана, совмещающая водопровод и систему орошения. Представляет собой подземный канал (глиняная горизонтальная штольня), соединяющий место потребления с водоносным слоем. Кяризы, как правило, имели галерею с поперечным сечением, позволявшим свободно проходить людям, роющим кяриз...
Тонне́ль, или тунне́ль (из англ. tunnel от старофр. tonel, уменьшительное от tonne — бочка) — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).
Подземный Кёнигсберг — гипотетическая система подземных сооружений немецкого времени под Калининградом. В настоящее время материальных подтверждений существования подземного Кёнигсберга нет, в связи с чем его можно отнести к разряду городских легенд.
Подземные сооружения — объекты промышленного, сельскохозяйственного, культурного, оборонного, коммунального и другого подобного назначения, создаваемые под земной поверхностью, в массивах горных пород.
Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.
Прохо́дческий щит — подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной крепи (обделки). Проходческий щит применяется при сооружении тоннелей различного назначения, при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом. Проходческий щит является элементом конструкции некоторых видов тоннелепроходческих комплексов (ТПК).
Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Ге́рмозатво́р или Гермети́чная две́рь — специальный затвор (дверь, ворота, люк и тому подобное), способное не пропускать воду, воздух, газы, радиоактивную пыль и тому подобное.
Коридоры испытаний — расположенные у северо-восточной части Пирамиды Хеопса (Хуфу) вырубленные в известняковой скале плато Гиза технологические штольни, точно копирующие следующие основные внутренние элементы пирамиды Хеопса: нисходящий коридор, соединение его с восходящим коридором, горизонтальное ответвление к камере царицы, основание крепления т. н. плиты Большого Моста, закрывавшей горизонтальный проход, и начало (всего несколько метров), собственно, Большой Галереи с её характерным желобом и...
Сапа (от фр. sape — мотыга) — прикоп, траншея, прикрытый валом или турами ров для подхода к крепости.
Куньлуньшань суйдао ( 昆仑山隧道 ) — одноколейный железнодорожный тоннель на Цинхай-Тибетской железной дороге, облегчающий преодоление перевала Куньлуньшанькоу (высота 4767 м) в хребте Бокалыктаг (восточная часть системы Куньлунь). Тоннель располагается на высоте 4600 м, длина 1686 м.
Подробнее: Куньлуньский тоннель
Станция метрополитена — остановочный пункт, предназначенный для посадки/высадки пассажиров метрополитена (метро).
Исторических подземелий в Минске не так много, в основном в историческом центре — в районе площади Свободы. Город Минск стоит на песчаной почве, из-за чего длинные подземные ходы строить в старые времена было затруднительно. Раньше в «Верхнем городе» (исторический район Минска, окружающий площадь Свободы) располагалось несколько монастырей. По предположениям, в тех подземельях хранились церковные драгоценности. Во время строительства новых зданий на месте снесённых в 1950—1970 годах строители иногда...
Подробнее: Подземные ходы Минска
Тайник — фортификационный элемент древнерусских крепостных сооружений в виде хорошо скрытой подземной галереи, ведущей от линии укреплений к источнику воды: скрытому колодцу, реке, оврагу или в крепостной ров. Основной целью возведения тайников являлось водоснабжение гарнизона. Если тайник имел выход за пределами крепостных стен, он также предоставлял силам гарнизона возможность скрытного выхода из укрепления для контратаки с неожиданного направления.
Даяошань суйдао (кит. 大瑶山隧道) —
тоннель находящийся на линии железной дороги Пекин-Гуанчжоу (Цзингуанская дорога) между станциями Лэчан и Пинши в провинции Гуандун. Общая протяжённость составляет 14 295 м, открыт 6 мая 1987 года. На момент открытия «Даяошань» был самым длинным двухпутным тоннелем в Китае, однако по состоянию на начало 2015 года он опустился уже на 14-е место. Среди железнодорожных тоннелей мира Даяошань находится в конце пятого десятка по длине, но на момент открытия он был 13-м...
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).
Обделка (англ. Lining; нем. Verkleidung, нем. Verschalung; фр. Blindage, фр. Chemisage, фр. Coffrage; исп. Revestimiento, исп. Cubierta) — строительная конструкция, которая возводится вокруг горной выработки при строительстве подземного сооружения (различные тоннели, машинные залы гидростанций, газовые и нефтехранилища, станции метро и т.п.).
Эстака́дный тра́нспорт, надземка (англ. elevated railways, в США сокращённо: el) — городская рельсовая скоростная внеуличная отдельная система или часть системы городских железных дорог (S-Bahn), метрополитенов, легкорельсового транспорта (в зависимости от исполнения, количества вагонов и массо-габаритных параметров подвижного состава), проложенная над землёй на эстакаде. Линии эстакадного транспорта строятся в городах мира с конца XIX века. Одной из первых была надземка Нью-Йорка на паровой тяге...
Дренажно-штольневая система (ДШС) — вид гидротехнических сооружений. ДШС строятся на склонах гор, с целью отвода грунтовых вод и предотвращения оползней. Представляют собой систему вертикальных колодцев и горизонтальных штолен с наклонным полом, по которому течет отводимая вода. Часто для этого в полу существуют специальные желоба. Сооружают ДШС из бетонных балок, цельного бетона, реже из бетонных труб. В XIX — начале XX века дренажные системы изготавливались из дерева или кирпича. В начале XXI века...
Каирский метрополитен (араб. مترو أنفاق القاهرة) — первая в Африке и на Ближнем Востоке система метрополитена. Состоит из 3 линий и 64 станций.
Электри́ческий дрена́ж — это наиболее эффективный вид активной антикоррозийной защиты от блуждающих постоянных токов.
Подробнее: Дренажная защита
Капони́р (фр. caponniere — ниша) или полигональный фронт — фланкирующее сооружение для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям.
Проран — свободная (не перекрытая) часть русла реки, предназначенная для пропуска воды реки при строительстве гидротехнического сооружения; либо узкий проток в косе, отмели или спрямленный участок реки, образовавшийся в результате прорыва излучины в половодье.
Катако́мбы (лат. саtасumbае) — естественные или искусственные подземелья, состоящие из узких галерей, коридоров и небольших помещений.
Подземная война (иногда называемая минной или тоннельной войной, англ. tunnel warfare) — обобщающее название для военных (боевых) действий, ведущихся в тоннелях и других подземных полостях. Включает строительство подземных объектов в целях нападения или обороны и использование существующих подземелий естественного (пещеры) и искусственного (катакомбы, городские коммуникации и тому подобное) происхождения для военных целей. Целью таких действий является захват или уничтожение вражеских укреплений...
Станция мелкого заложения — станция, заложенная на такой глубине, при которой она сооружается открытым способом.Строительство станций мелкого заложения в большинстве случаев ведётся в открытом котловане, закреплённом расстрелами с помощью типовых конструкций из сборного либо монолитного железобетона.
Натяжна́я ка́мера — часть конструкции станции метрополитена глубокого заложения — зал, соединяющий центральный зал станции, либо аванзал или промежуточный вестибюль с наклонным ходом. Располагается непосредственно перед наклонным ходом, под полом натяжной камеры находятся фундаменты и натяжители полотна эскалаторов. Конструкция натяжной камеры, расположенной непосредственно на оси центрального зала, обычно предусматривает наличие свода, обратного свода и несущих стен, отделяющих камеру от перегонных...
Квершлаг (нем. Querschlag) — горизонтальная, реже наклонная, подземная горная выработка, не имеющая непосредственного выхода на земную поверхность и пройденная по вмещающим породам в крест простирания пласта полезного ископаемого. Квершлаг предназначается для вскрытия полезного ископаемого, транспортирования грузов (самоходным, рельсовым или конвейерным транспортом), а также для передвижения людей, вентиляции, стока воды и так далее.
Кры́тый метромо́ст — терминология, относящаяся к закрытым куполом полуподземным или наземным участкам перегонных тоннелей в метрополитенах, но подразумевающая сразу три типа данных конструкций...
Дю́кер (от нидерл. duiker, пришло в русский через нем. Düker «сифон») — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке. Дюкеры используются в системах водопровода, канализации, орошения и т. п.
Минная война — боевые действия с использованием мин на суше (наземная минная война) или на море (минно-тральные операции). Впервые термин мина появился и использовался только по отношению к тайным подкопам, однако с появлением пороха термин стал обозначать устройство с взрывчаткой.
Перехва́тывающая парко́вка — стоянка, располагающаяся вблизи автотранспортных путей следования населения из места проживания (как правило, периферийные, жилые зоны города) в места осуществления трудовой деятельности (если она осуществляется в деловой части города, то такие места, как правило, находятся в центре городского пространства). Перехватывающие парковки позволяют уменьшить загруженность автотранспортной системы города, освободив её от части личного автотранспорта. Обычно размещаются вблизи...
Што́льня (от нем. Stollen) — горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая выход на поверхность, проведённая на местности со сложным рельефом.
Виа-Мала (нем. Viamala; ретороманский Veia mala — «Плохая дорога») — название узкого моста между долинами Шамс и Домлег швейцарского кантона Граубюнден, по которому течет Нижний Рейн.
По́но́р (хорв. ponor, серб. ponor — «пропасть») — отверстие в горной породе, поглощающее постоянный или временный водоток, а также карстовая воронка с таким отверстием. Распространённая форма рельефа во многих карстовых районах мира. Вход в значительную часть крупных пещер является понором. В настоящее время, когда большинство открытых входов в пещеры давно найдено, именно раскопки замытых рыхлыми отложениями поноров позволяют спелеологам открывать новые пещеры.
Спелео́ним (от др.-греч. σπήλαιον — пещера, грот + ὄνομα — имя, название) — вид оронима. Собственное имя любого природного подземного образования: пещер (в том числе тектонических, эрозионных, ледовых, вулканических и карстовых пещер), гротов, пропастей, колодцев, лабиринтов, сифонов, подземных рек, ручьёв, водопадов, озёр и т. п..
Пешехо́дный перехо́д — специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги, либо искусственное сооружение над или под проезжей частью для тех же целей. Согласно правилам дорожного движения, пешеходный переход обычно обозначен специальными дорожными знаками или разметкой.
Газоубежище — защитное сооружение, предназначавшееся для защиты гражданского населения, личного состава вооружённых сил и животных от газовой атаки с применением отравляющих веществ в военное время. Создавались в период от второй половины 1910 по 1930-е годы под впечатлением от газовых атак Первой мировой войны.
Пражский фуникулёр, фуникулёр на Петршине (чеш. Lanová dráha na Petřín) — фуникулёр в центре Праги, проложен по склону Петршинского холма. Путь проложен по дуге. Линия имеет три станции. Обслуживается Транспортным предприятием Праги.
Тоннель
Фэнхошань (风火山隧道 , Фэнхошань суйдао — тоннель Ветреного вулкана) — самый высокогорный железнодорожный тоннель в мире. Фэнхошань находится на Цинхай-Тибетской железной дороге на расстоянии около 350 км от города Голмуд, на высоте 4900 метров над уровнем моря. Длина тоннеля 1338 метров.